Программные требования на дополнительной предпрофессиональной программе (ДПП)
1 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Звукоизвлечение, аппликатуру инструмента в объеме 1,5-2 октавы.
▫ Гаммы - 5 наизусть : мажорные в тональностях до 2х знаков . Трезвучие. Штрихи: деташе, легато в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 10-15 по нотам
▫ Пьесы — 8-12 - наизусть и часть по нотам
Правильно координировать работу языка и пальцев. Сформировать навык грудо-диафрагмального исполнительского дыхания.
Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — май
2 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Весь доступный диапазон инструмента.
▫ Гаммы - 10 наизусть: мажорные и минорные (3 вида) в тональностях до 2х знаков (включительно) в умеренном темпе. Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, стаккато, легато, комбинированные штрихи.
▫ Этюды — 10-15 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Ансамбли - 2-4 по нотам
Улучшить технику дыхания и качество звука.
Выразительно исполнять произведения. Соблюдать темп.
Развивать навык чтения нот с листа на легких пьесах в медленном движении. Ознакомиться с транспонированием.
Контрольные точки:
1.Контрольный урок ( гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет ( 4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— май
3 класс - 1 год обучения на оркестровом инструменте (духовые деревянные и медные)
В течении учебного года изучить:
▫ постановку губ, рук, корпуса; исполнительского дыхания.
▫ аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в объеме 1,5-2 октавы и более.
▫ Гаммы — 8-10 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков (выборочно в изученном диапазоне). Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, легато, комбинированные в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 15-20 по нотам
▫ Пьесы — 7-10 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
Отработать чистоту звукоизвлечения. Пользоваться при исполнении грудо-диафрагмальным дыханием. Правильно координировать работу языка и пальцев.
Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — май
4 класс - 2 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в 2,5 октавы и более.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков, трезвучие с обращениями в умеренном темпе различными штрихами и ритмами (пунктирным и триольным). Хроматическую гамму в медленном темпе (ознакомление).
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
Закрепить технику дыхания и устойчивый качественный звук.
Выразительно и чисто исполнять произведения. Соблюдать темп.
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - май
5 класс - 3 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Всю аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в объеме 2,5-3 октавы.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 4х знаков в подвижном темпе различными штрихами и ритмами, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый септаккорд в мажоре и уменьшенный вводный в миноре (ознакомление). Исполнительский прием “двойное атака звука” в умеренном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 5-7 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) - 1наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование,термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть)- май
6 класс - 4 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Гаммы -8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойная атака звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в умеренном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум) - февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть) - май
7 класс - 5 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить и повторить:
▫ Гаммы -8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойной атакой звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в подвижном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2(4) части сонаты, 1 или 2-3 часть концерта) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум) - февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть) - май.
8 класс - 6 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить и повторить:
▫ Гаммы мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойной атакой звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму в быстром темпе. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в подвижном темпе. Ознакомиться с гаммами с 6-7 знаками.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 3-5 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2(4) части сонаты, 1 или 2-3 часть концерта) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Прослушивание (1 пьеса наизусть, 2 пьесы по нотам или пьеса наизусть, крупная форма по нотам) - декабрь
3.Технический зачет ( гаммы до 5 знаков, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум)-февраль.
4.Прослушивание наизусть выпускной программы - март
5.Выпускной экзамен (3 пьесы наизусть или пьеса и крупная форма наизусть)-май
Результат обучения.
Выпускник школы искусств:
▫ Владеет инструментом во всем диапазоне.
▫ Имеет навыки сольного и ансамблевого музицирования.
▫ Может самостоятельно разобрать нотный текст и исполнить его по нотам или наизусть в указанном темпе.
▫ Может подобрать на слух популярные мелодии; транспонировать в любую тональность.
▫ Ориентируется в формах музыкальных произведений, в музыкальных стилях и направлениях.
▫ Имеет в репертуаре образцы классической и популярной музыки зарубежных и отечественных композиторов, которые может использовать для музыкального оформления семейных, школьных, студенческих мероприятий.
▫ Может продолжить образование профессионально в музыкальном училище (колледже), в училище культуры и в педагогическом институте.