Духовые инструменты

Гайдабура
Павла Борисовна.
Зав отделом

Заведующая отделом Гайдабура Павла Борисовна  — преподаватель высшей квалификационной категории (блокфлейта, флейта).

Гайдабура Михаил Владимирович  — преподаватель высшей квалификационной категории(блокфлейта, кларнет, саксофон)
 
Программа обучения рассчитана на 8 лет. В 1-2 классе обучение проводится на  блокфлейте, как на базовом инструменте для начинающих. С 3 класса учащиеся выбирают оркестровый инструмент: флейта, кларнет или саксофон.
 
Ребята получают сольную, ансамблевую и оркестровую подготовку. В младших классах это ансамбль блокфлейт. В средних и старших классах - ансамбль флейт «Ария», ансамбль деревянно-духовых инструментов «Д-ДИ», камерный оркестр. Учащиеся отдела являются постоянными участниками школьных, городских и областных мероприятий. Успешно представляют школу на конкурсах и фестивалях.
 
Характеристику учебной программы по специальности можно посмотреть здесь>>
Гайдабура
Михаил Владимирович

Программные требования

Годовые требования отражают только общие задачи для всех обучающихся на любом духовом инструменте в ДШИ. Их нужно выполнить, чтобы успешно перейти в следующий класс.
Кроме них в каждой образовательной программе по конкретному инструменту есть свои дополнения  к исполнению гамм и особенности в подборе учебного материала. Они выполняются по выбору педагога и исходят от степени способности ученика.

    1 класс - блокфлейта (дети 7-8 лет)
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Звукоизвлечение, аппликатуру инструмента в объеме 1,5-2 октавы.
▫ Гаммы - 5 наизусть : мажорные в тональностях до 2х знаков . Трезвучие. Штрихи: деташе, легато в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 10-15 по нотам
▫ Пьесы — 8-12 - наизусть и часть по нотам
Правильно координировать работу языка и пальцев. Сформировать навык грудо-диафрагмального исполнительского дыхания.
    Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — апрель

    2 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Весь доступный диапазон инструмента.
▫ Гаммы - 10 наизусть: мажорные и минорные (3 вида) в тональностях до 2х знаков (включительно) в умеренном темпе. Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, стаккато, легато, комбинированные штрихи.
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Ансамбли - 2-4 по нотам
Улучшить технику дыхания и качество звука.
Выразительно исполнять произведения. Соблюдать темп.
Развивать навык чтения нот с листа на легких пьесах в медленном движении. Ознакомиться с транспонированием.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок ( гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет ( 4 гаммы, 3 этюда, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— апрель

    3 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Весь  диапазон инструмента. Знать дополнительную аппликатуру.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков в подвижном темпе с различными штрихами. Пунктирный ритм и триоли. Трезвучие с обращениями.
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Ансамбли - 2-4 по нотам
Закрепить технику дыхания и устойчивый качественный звук.
Выразительно исполнять произведения. Соблюдать темп.
Развивать навыки чтения нот с листа, транспонирования; навыки самостоятельного разбора и изучения пьес.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок ( гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет ( 4 гаммы, 3 этюда, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— апрель
 
Примерно к 9-летнему возрасту ребенок по своим физиологическим данным и музыкальной подготовке готов к обучению на профессиональном оркестровом духовом инструменте.
Во 2-4 классе обычно происходит переход учащихся  на поперечную флейту, кларнет или саксофон. Для желающих остаться заниматься на блокфлейте до конца школы обучение продолжается по отдельной программе.
 
    2-4 класс - 1 год обучения на оркестровом инструменте
(флейта, кларнет, саксофон) дети 8-10 лет
В течении учебного года изучить:
▫ Аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в объеме 2-2,5 октавы.
▫ Гаммы — 8-10 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков (выборочно в изученном диапазоне). Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, легато, комбинированные в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 15-20 по нотам
▫ Пьесы — 6-8  разного характера: наизусть и некоторые по нотам
Отработать чистоту звукоизвлечения. Пользоваться при исполнении грудо-диафрагмальным дыханием. Правильно координировать работу языка и пальцев.
    Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — апрель

    3-5 класс - 2 год обучения на оркестровом инструменте

В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в 2,5 октавы и более.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков, трезвучие с обращениями в умеренном темпе различными штрихами и ритмами (пунктирным и триольным). Хроматическую гамму в медленном темпе (ознакомление).
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Ансамбли - 2-4 наизусть или по нотам
Закрепить технику дыхания и устойчивый качественный звук.
Выразительно и чисто исполнять произведения. Соблюдать темп.
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть)— апрель

    4-6 класс - 3 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Всю аппликатуру инструмента и звукоизвлечение. Знать дополнительные варианты.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 4х знаков в подвижном темпе различными штрихами и ритмами, октавами. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый септаккорд в мажоре и уменьшенный вводный в миноре (ознакомление). Исполнительский прием “двойное стаккато” в  умеренном темпе.
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 5-7 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) - 1наизусть
▫ Ансамбли - 2-4 наизусть или по нотам
Закрепить технику дыхания и устойчивый качественный звук.
Выразительно и чисто исполнять произведения. Соблюдать темп.
Иметь физическую выносливость при исполнении крупной формы.
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь                                     
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть)- апрель

    5-7 класс

В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Всю аппликатуру инструмента и звукоизвлечение. Знать дополнительные варианты.
▫ Гаммы -10-14 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойным стаккато”, октавами. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в умеренном темпе (ознакомление).
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) -1-2 наизусть
▫ Ансамбли - 2-4 наизусть или по нотам
Иметь технический рост в исполнении. Проявлять свое художественное мышление. Настраиваться и передавать нужный образ произведения .
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть)- апрель

    8 класс
В течение учебного года необходимо изучить и повторить:
▫ Всю аппликатуру инструмента и звукоизвлечение. Знать дополнительные варианты.
▫ Гаммы -18-22 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5(6)ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойным стаккато”, октавами. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в умеренном темпе (ознакомление).
▫ Этюды — 7-9 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2(4) части сонаты, 1 или 2-3 часть концерта) -1-2 наизусть
▫ Ансамбли - 2-4 наизусть или по нотам
Иметь технический рост в исполнении. Проявлять свое художественное мышление. Настраиваться и передавать нужный образ произведения. Выработать физическую и эмоциональную выносливость для исполнения всей выпускной программы.
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Прослушивание (1 пьеса наизусть, 2 пьесы по нотам или пьеса наизусть, крупная форма по нотам) -  декабрь
3.Технический зачет ( 14-18 гамм, 3 этюда, термины, коллоквиум)-январь
4.Прослушивание (3 пьесы наизусть или пьеса и крупная форма наизусть)- март
5.Выпускной экзамен (3 пьесы наизусть или пьеса и крупная форма наизусть)- апрель

    Результат обучения.
Выпускник школы искусств:
▫ Владеет инструментом во всем диапазоне.
▫ Имеет навыки сольного и ансамблевого музицирования.
▫ Может самостоятельно разобрать нотный текст и исполнить его по нотам или наизусть в указанном темпе.
▫ Может подобрать на слух популярные мелодии; транспонировать в любую тональность.
▫ Ориентируется в формах музыкальных произведений, в музыкальных стилях и направлениях.
▫ Имеет в репертуаре образцы классической и популярной музыки зарубежных и отечественных композиторов, которые может использовать для музыкального оформления семейных, школьных, студенческих мероприятий.
▫ Может продолжить  образование профессионально в музыкальном училище (колледже), в училище культуры и в педагогическом институте.
© 2011-2017, ДШИ им. Л.В. Собинова