Духовые инструменты

Гайдабура
Павла Борисовна.
Зав отделом
Гайдабура
Михаил Владимирович

Заведующая отделом Гайдабура Павла Борисовна  — преподаватель высшей квалификационной категории (блокфлейта, флейта).

Гайдабура Михаил Владимирович  — преподаватель высшей квалификационной категории(блокфлейта, кларнет, саксофон)
 
В 1-2 классе обучение проводится на  блокфлейте, как на базовом инструменте для начинающих. С 3 класса учащиеся выбирают оркестровый инструмент.
 
Ребята получают сольную, ансамблевую и оркестровую подготовку. В младших классах это ансамбль блокфлейт. В средних и старших классах - ансамбль флейт «Ария», ансамбль деревянно-духовых инструментов «Д-ДИ», камерный оркестр. Учащиеся отдела являются постоянными участниками школьных, городских и областных мероприятий. Успешно представляют школу на конкурсах и фестивалях.

Программные требования на дополнительной общеразвивающей программе (ДПП), 1 модуль (2 года)

    1 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Теоретический материал: нотный стан, длитеотности нот, такт и размер, знаки альтерации.
▫ Звукоизвлечение, аппликатуру инструмента в объеме 1,5 октавы.
▫ Тетрахорды или гаммы  в тональностях до 1 знака мажорные. Штрихи: деташе, легато в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 10-12 по нотам
▫ Пьесы — 8-12 - наизусть и часть по нотам
Правильно координировать работу языка и пальцев. Сформировать навык грудо-диафрагмального исполнительского дыхания.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (этюд/упражнение, пьеса наизусть) — декабрь
2.Контрольный урок (2 пьесы наизусть) — май

    2 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Теоретический материал: дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4; длительности нот и ритмы с восьмыми и шестнадцатыми нотами; интервалы; музыкальные термины, встречающиеся в тексте.
▫ Звукоизвлечение, аппликатуру инструмента в объеме 1,5-2 октавы.
▫ Гаммы  в тональностях до 2 знаков мажорные. Штрихи: деташе, легато, стаккато, комбинированные в умеренном темпе. Гамма ля минор (ознакомление).
▫ Упражнения и этюды — 8-12 по нотам
▫ Пьесы — 6-10 наизусть и часть по нотам
Правильно координировать работу языка и пальцев. Сформировать навык грудо-диафрагмального исполнительского дыхания.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд по нотам, пьеса наизусть) — декабрь
2.Итоговый экзамен (2 пьесы наизусть) — май

После обучения в 1-2 классе по общеразвивающей программе способные дети могут продолжить обучение на 2 модуле общеразвивающей программы (3 года) или поступить на обучение по предпрофессиональной программе.
Программные требования на дополнительной предпрофессиональной программе (ДПП)
    1 класс - блокфлейта
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Звукоизвлечение, аппликатуру инструмента в объеме 1,5-2 октавы.
▫ Гаммы - 5 наизусть : мажорные в тональностях до 2х знаков . Трезвучие. Штрихи: деташе, легато в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 10-15 по нотам
▫ Пьесы — 8-12 - наизусть и часть по нотам
Правильно координировать работу языка и пальцев. Сформировать навык грудо-диафрагмального исполнительского дыхания.
    Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — май

2 класс - блокфлейта

В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Весь доступный диапазон инструмента.
▫ Гаммы - 10 наизусть: мажорные и минорные (3 вида) в тональностях до 2х знаков (включительно) в умеренном темпе. Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, стаккато, легато, комбинированные штрихи.
▫ Этюды — 10-15 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Ансамбли - 2-4 по нотам
Улучшить технику дыхания и качество звука.
Выразительно исполнять произведения. Соблюдать темп.
Развивать навык чтения нот с листа на легких пьесах в медленном движении. Ознакомиться с транспонированием.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок ( гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— декабрь
3.Технический зачет ( 4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт ( 2 пьесы наизусть)— май

    3 класс - 1 год обучения на оркестровом инструменте (духовые деревянные и медные)
В течении учебного года изучить:
▫ постановку губ, рук, корпуса; исполнительского дыхания.
▫ аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в объеме 1,5-2 октавы и более.
▫ Гаммы — 8-10 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков (выборочно в изученном диапазоне). Трезвучие с обращениями. Штрихи: деташе, легато, комбинированные в медленном темпе.
▫ Упражнения и этюды — 15-20 по нотам
▫ Пьесы — 7-10  разного характера: наизусть и некоторые по нотам
Отработать чистоту звукоизвлечения. Пользоваться при исполнении грудо-диафрагмальным дыханием. Правильно координировать работу языка и пальцев.
    Контрольные точки:
1.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — декабрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) — май

    4 класс - 2 год обучения на оркестровом инструменте

В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в 2,5 октавы и более.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 3х знаков, трезвучие с обращениями в умеренном темпе различными штрихами и ритмами (пунктирным и триольным). Хроматическую гамму в медленном темпе (ознакомление).
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 6-8 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
Закрепить технику дыхания и устойчивый качественный звук.
Выразительно и чисто исполнять произведения. Соблюдать темп.
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) -  декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - май

   5 класс - 3 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Всю аппликатуру инструмента и звукоизвлечение в объеме 2,5-3 октавы.
▫ Гаммы — 8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 4х знаков в подвижном темпе различными штрихами и ритмами, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый септаккорд в мажоре и уменьшенный вводный в миноре (ознакомление). Исполнительский прием “двойное атака звука” в  умеренном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 5-7 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) - 1наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь                                     
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование,термины, коллоквиум)- февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть)- май

   6 класс - 4 год обучения на оркестровом инструменте

В течение учебного года необходимо изучить:
▫ Гаммы -8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойная атака звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в умеренном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2 части сонаты) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум) - февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть) - май

    7 класс - 5 год обучения на оркестровом инструменте
В течение учебного года необходимо изучить и повторить:
▫ Гаммы -8-12 наизусть: мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойной атакой звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в подвижном темпе.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 4-6 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2(4) части сонаты, 1 или 2-3 часть концерта) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений.
    Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Академический концерт (2 пьесы наизусть) - декабрь
3.Технический зачет (4 гаммы, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум) - февраль
4.Академический концерт (2 пьесы наизусть или крупная форма наизусть) - май.  

    8 класс - 6 год обучения на оркестровом инструменте

В течение учебного года необходимо изучить и повторить:
▫ Гаммы мажорные и минорные в тональностях до 5ти знаков в быстром темпе различными штрихами и ритмами, “двойной атакой звука”, терции и октавы. Трезвучие с обращениями, хроматическую гамму в быстром темпе. Доминантовый и уменьшенный вводный септаккорды с обращениями в подвижном темпе. Ознакомиться с гаммами с 6-7 знаками.
▫ Этюды — 7-10 по нотам
▫ Пьесы — 3-5 разного характера: наизусть и некоторые по нотам
▫ Крупная форма (вариации, рондо, 2(4) части сонаты, 1 или 2-3 часть концерта) -1-2 наизусть
Уделять внимание развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования; самостоятельного разбора и изучения произведений
Контрольные точки:
1.Контрольный урок (гамма, этюд, пьеса) - октябрь
2.Прослушивание (1 пьеса наизусть, 2 пьесы по нотам или пьеса наизусть, крупная форма по нотам) -  декабрь
3.Технический зачет ( гаммы до 5 знаков, 3 этюда: 1 наизусть, чтение с листа, транспонирование, термины, коллоквиум)-февраль.
4.Прослушивание наизусть выпускной программы - март
5.Выпускной экзамен (3 пьесы наизусть или пьеса и крупная форма наизусть)-май

    Результат обучения.
Выпускник школы искусств:
▫ Владеет инструментом во всем диапазоне.
▫ Имеет навыки сольного и ансамблевого музицирования.
▫ Может самостоятельно разобрать нотный текст и исполнить его по нотам или наизусть в указанном темпе.
▫ Может подобрать на слух популярные мелодии; транспонировать в любую тональность.
▫ Ориентируется в формах музыкальных произведений, в музыкальных стилях и направлениях.
▫ Имеет в репертуаре образцы классической и популярной музыки зарубежных и отечественных композиторов, которые может использовать для музыкального оформления семейных, школьных, студенческих мероприятий.
▫ Может продолжить  образование профессионально в музыкальном училище (колледже), в училище культуры и в педагогическом институте.
© 2011-2018, ДШИ им. Л.В. Собинова