Одной из важнейших особенностей российской системы начального музыкального образования, обеспечившей ее высокий уровень и бесспорный авторитет в музыкальном мире, является наличие в программе каждой Детской школы искусств обязательного теоретического цикла предметов.
Слушание музыки, Сольфеджио и Музыкальная литература входят в жизнь ребенка с первого дня общения с музыкой и сопровождают весь длительный и прекрасный путь его художественного музыкального становления.
В чем заключается принципиальная необходимость теоретических занятий? Что могут подарить они ученику, первоначально заинтересованному только в скорейшем обучении игре на музыкальном инструменте?
Коснемся лишь общих моментов приносимой теоретическими дисциплинами пользы, из которых исключений не бывает.
1. Формирование у ребенка всех основных каналов восприятия: сенсорного (слухового),
кинестетического (двигательного), визуального (зрительного).
2. Развитие всех типов мышления (художественно-ассоциативного, абстрактного и т.д.).
Совершенствование всех видов памяти (двигательной, понятийной, зрительной, музыкальной).
3. Накопление обширного музыкально-слухового багажа и оттачивание вкуса, без чего
невозможны понимание музыки и ее хорошее исполнение.
4. Освоение многочисленных и ценнейших операций с музыкой: запоминание, запись, беглое
вокальное чтение с листа, пение в ансамбле и с аккомпанементом, подбор по слуху, начальные
навыки импровизации и сочинения.
5. Овладение искусством психологически-грамотного общения со сверстниками и взрослыми.
Приобретение навыков формулировать свои мысли, отстаивать их значимость. А также слышать
и понимать позицию оппонента.
6. Открытие бескрайнего, богатейшего мира музыки, не ограниченного звучанием только
«родного» музыкального инструмента и изучением произведений академического стиля и
жанров.
7. Прохождение школы уважения в себе и в другом человеке самоценной личности.