Оркестрия ▫ Пресса

ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ МЕЧТА

В современном мире есть столь много разных вещей и трескучих слов об этом разном, что все чаще возникает вопрос: а осталось ли в нем нечто безусловно-ценное, не нуждающееся в рекламе, животрепещущее и вечное?.. 
В вечер 23 ноября Концертный зал им. Л.В. Собинова был полон таким количеством фото и видео-камер, будто все готовились к встрече события мирового масштаба и казались недостаточными сотни пар внимательных глаз для того, чтобы впитать каждый миг происходящего на сцене чуда.
На сцену тем временем выходил музыкальный коллектив, которого еще 5 дней назад не существовало. Вернее, он существовал... только в смелом воображении коллектива детской школы искусств им. Л.В. Собинова города Ярославля, возмечтавших создать первый в стране международный детский симфонический оркестр из школьников, обучающихся музыке в разных городах мира и собравшихся всего на несколько дней (!) в Ярославле ради одной цели - сотворить общим вдохновенным усилием гениальную симфоническую музыку.
«ЯРОСЛАВСКАЯ ОРКЕСТРИЯ — МУЗЫКА БУДУЩЕГО» - такое имя дали красивой идее, гипнотически-привлекательной и заведомо рискованной. Поначалу мало кому верилось в то, что за несколько репетиций 60 детей из российских городов: Костромы (ДШИ №9 и № 8, Костромсокой музыкальный колледж), Иванова (ДШИ №7), Мытищ (ДМШ), Архангельска (ДМШ № 1 Баренцова региона), Твери (ДШИ № 1 им. М.Мусоргского, Тверской музыкальный колледж), Костаная, Москвы (Московский академический колледж при МГК им. П.И. Чайковского), Ярославля (ДШИ им. Л.В. Собинова, ДШИ № 6, музыкальный колледж им. Л.В. Собинова) и его города-побратима Ханау (гимназия им. Карла Рэбайна), смогут подготовить программу, которая составила бы честь даже профессиональному филармоническому коллективу и по своему замыслу являла нечто совершенно оригинальное.
Первое отделение удивительного концерта было отдано двум сочинениям крупной формы, символическим «рукопожатием» соединившим симфонию № 103 Й. Гайдна и фрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Во втором отделении должна была прозвучать своеобразная «сюита» из инструментальных и вокальных миниатюр, предоставляющая возможность разным группам оркестра выступить в ведущей роли. 2 часа серьезной ансамблево - оркестровой музыки! Волнение за результат и у исполнителей, и у слушателей было одинаково огромным.
...Юные оркестранты заиграли по-детски обаятельно и не по-детски серьезно. Чутко реагируя на малейший нюанс дирижерской воли засл. арт. России А.В. Оселкова в первом отделении и Петры Вайс во втором, они с таким интонационным вниманием, столь искренне воспроизводили голоса беседующих в симфонии инструментов, что невольный внутренний зажим слушателей исчез. И возникло доверие ко всему, что зазвучит этим вечером в их исполнении.
А потом были не умолкающие рукоплескания, благодарящие участников произошедшего события не единственно лишь за достойный уровень исполнения. Они были адресованы каждому ребенку - за приобретенный им сложный опыт интеллектуального и исполнительского прорыва в мир музыкантской профессии, за прекрасно усвоенный Урок совместного проживания единого языка человечества, которым музыка тысячелетиями является.
Вместе с тем, и дети преподали нам, взрослым, уникальный урок великодушного доверия чистому и прекрасному Помыслу, музыкантской дружбы и подвижничества. Они помогли нам убедиться в возможности осуществления даже самой большой и смелой мечты.
Этот концерт и стал осуществлением большой мечты не только организаторов и участников ярославской «Оркестрии», но и многих великих композиторов мира: услышать не воюющее, а музицирующее человечество! Среди великих мечтателей были русский А.Н. Скрябин, немец Пауль Хиндемит, австриец Карл Орф, венгр Золтан Кодаи. Именно он произнес однажды слова, которые могли бы стать девизом развития всей мировой музыкальной культуры: «Вложить в руки детям, восприимчивым к искусству, ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни».

P.S. Многие юные оркестранты, по окончании напряженных репетиционных дней и концерта на филармонической сцене отвечая на вопросы о будущей профессиональной карьере, отвечали, что если они раньше сомневались поступать ли в музыкальное училище, то сейчас они приняли решение в пользу музыки.
     
        С. Утовкина
© 2011-2017, ДШИ им. Л.В. Собинова